Далекое и близкое...

Продолжение книги.

Содержание

Повести о людях с Большой буквы

СЕНСАЦИЯ ВЕКА

 

В 1910 году в витрине «Палас-театра», в театральном «сердце» Лондона, появил­ся большой, выразительно написанный портрет балерины работы английского художника Хэвиленда. На портрете стояла надпись по-русски «Анна Пав­лова. 1910».

Павлова была в то время уже ши­роко известна в Европе и Америке. «Русские сезоны» в Париже шли ежегодно с 1906 года и были революцией в истории балетного ис­кусства во всем мире.

Представление о том, что русское балетное искусство «заим­ствовано из Европы», рассеялось. Знаменитый французский композитор Лало писал в газете «Тан»: «Русские танцы беско­нечно разнообразнее и выразительнее наших балетов. Сцениче­ский танец в России еще очень близок к народному, к нему обра­щается за помощью классическая хореография, заимствуя соч­ность, акцент, осмысленность, которые давно уже утрачены у нас. Вот почему русское искусство танца остается естественным и самопроизвольным».

Анна Павлова выделялась как звезда первой величины. Ее описывали так: «Тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее чарующая улыбка и красивые, чуть грустные глаза; длинные, стройные, очень красивые ноги с необыкновен­но высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что, казалось, она вот-вот оторвется от земли и уле­тит».

Лучшим номером Павловой был «Умирающий лебедь», по­ставленный известным балетмейстером М. Фокиным еще в 1905 году в Петербурге. Этот лирический танец вошел в биогра­фию Павловой как символ всего ее творчества. Когда в январе 1931 года в Лондоне узнали о смерти Павловой, в театре «Апол­лон» шел балетный спектакль. В антракте дирижер обернулся к зрительному залу и объявил: «Сейчас оркестр исполнит «Смерть лебедя» в память Анны Павловой». Поднялся занавес, и на затемненной сцене среди серых сукон под музыку задви­галось световое пятно прожектора. Сноп света как бы повторял движения балерины. Весь зал поднялся и стоял молча до по­следнего такта.

В 1910 году Павлова была в полном расцвете сил. Она выступала в Лондоне с солистом Большого театра М. Мордкиным.

В репертуаре были танцы «Вакханалия» на музыку Глазу­нова, «Русский танец» на музыку Чайковского и Рубин­штейна, «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса и другие номера.

Гастроли Павловой в Лондоне вызвали подлинную сенсацию. Русскую балерину называли «божественной Анной». Вот вы­держка из распространенной лондонской газеты «Пэл Мэл Га-зетт» от 23 июня 1910 года: «Такого искусства Лондон еще не видел — оно стало настоящим культом. Люди ходят смотреть на их танцы снова и снова; они так изумительны, что их мало увидеть один раз... В «Паласе» и раньше выступали всемирно известные артисты, но это были сенсации сезона; на этот раз мы являемся свидетелями сенсации века».

Сама Павлова не раз говорила, что за границей ее по-на­стоящему оценили не в Париже, а в Лондоне. С 1913 года она постоянно жила в этом городе.

Но, помимо Павловой, в то же время в Лондоне выступали и другие русские танцовщицы: в театре «Ипподром» шел ба­лет «Лебединое озеро» с О. Преображенской, а в «Колизее» — «Жизель» с Т. Карсавиной. Один английский критик озагла­вил свою статью «Вторжение русских танцовщиц в Лондон». Он считал, что это «вторжение» полезно для европейской сцены.

В то время среди зрителей театра «Палас» был Сол Юрок, прозванный «американским импресарио № 1», который не­сколько лет спустя организовал гастроли русского балета в Америке. (Он был организатором известных поездок в США балета Большого театра, Ансамбля народного танца СССР, хо­реографического ансамбля «Березка» и др.

[1]2
Оглавление

Сборник рассказов

о мужестве и борьбе

Аннотация

Они сражались за будущее человечества. Они мечтали о лучшей жизни и счастье для всех людей. В борьбе с врагом они были непоколебимы.

Партнеры сайта