Дейл Карнеги

Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы

Глава. 21. Давайте людям шанс сохранить лицо

Много лет назад в компании «Дженерал Электрик» возникла непростая проблема: нужно было снять с должности начальника отдела Чарлза Штейнмеца. Штейнмец был перворазрядным гением во всем, что касалось электричества, но оказался никудышным начальником конструкторского отдела. Тем не менее компания не хотела его обидеть: помимо всего прочего, Штейнмец был просто незаменим. В итоге ему предложили новую должность — инженера-консультанта. Это было просто новое название работы, которую он и так выполнял, а во главе отдела поставили другого человека.

Штейнмец остался доволен.

И руководители «Дженерал Электрик» тоже были довольны: их маневр удался — первоклассный специалист, личность весьма темпераментная, был смещен с должности без шума и оскорбленных чувств. Они позволили ему сохранить лицо.

Возможность сохранить лицо! Как это важно, как жизненно важно! И как мало люди об этом думают! Мы игнорируем чувства -других, настаиваем на своем, ищем ошибки, угрожаем, критикуем ребенка или служащего при посторонних, совершенно не считаясь с тем, какой удар наносим его самолюбию. Задумайтесь — пара минут внимания, несколько уважительных слов, искреннее понимание позиции другого человека могут значительно смягчить удар, облегчить боль!

Вспомните об этом, когда в следующий раз вам придется уволить служащего или объявить ему выговор.

«Увольнять служащих — невеселое занятие. А быть уволенным — и вовсе грустно. (Я цитирую письмо, присланное мне дипломированным бухгалтером Маршаллом Грейнджером.) Наш бизнес носит в значительной степени сезонный характер. В результате в марте нам приходится увольнять массу людей.

Сокращение штата в нашей компании стало головной болью: никому не доставляет удовольствия этим заниматься. В результате сложилась практика максимально сокращать процедуру увольнения. Обычно это происходит следующим образом: "Садитесь, мистер Смит. Сезон закончился, и мы, похоже, не сможем предложить вам какой-нибудь другой работы. Конечно же, вас поставили в известность, что нанимают лишь на определенный срок, и так далее".

Это производило на людей неприятное впечатление; они чувствовали себя униженными. Большинство из них постоянно занималось бухгалтерской работой, и вряд ли бы они сохранили особую любовь к фирме, которая так с ними обошлась.

Недавно я решил проявить к увольняемым немного больше такта и уважения. Я вызывал к себе каждого человека, лишь тщательно проанализировав его работу в течение зимы. Я говорил ему примерно так: "Мистер Смит, вы прекрасно поработали (если это было действительно так). Мы посылали вас в Ньюарк с трудным заданием, и вы оказались на высоте и довели дело до конца. Мы хотим, чтобы вы знали — наша фирма гордится вами. Вы хороший специалист и пользуетесь отличной репутацией, где бы вы ни работали. Фирма верит в вас и сожалеет, что приходится с вами расстаться. Нам хотелось бы, что вы об этом помнили".

Результат? Люди уходят от нас не столь разочарованными в связи с увольнением, не ощущают себя униженными. Они знают — будь у нас работа, их бы не уволили. И когда мы снова в них нуждаемся, они возвращаются к нам с добрыми чувствами».

На одном из наших занятий два человека из группы обсуждали, к каким результатам приводит резкая критика и что значит для человека, возможность сохранить лицо.

Фред Кларк из Гаррисберга, штат Пенсильвания, рассказал об инциденте, происшедшем в его компании:

[1]2
Оглавление
Как сделать сайт