Далекое и близкое...

Продолжение книги.

Содержание

Повести о людях с Большой буквы

«ОЧЕНЬ ХОРОШО, ОЧЕНЬ СПАСИБО»

 

 

Снежная равнина кажется бесконечной. Только поближе к полотну «чугунки» снег побурел от паровозного дыма. Ва­гон скрипит, кряхтит и ползет со ско­ростью двадцать верст в час мимо угрю­мых деревень, где собаки заливаются отчаянным лаем при виде пыхтящего паровоза. На полустанках поезд приос­танавливается. Дежурный машет ма­шинисту желтым тусклым фонарем и

в испуге опускает его, увидев в полузамерзшем окне вагона чер­ное лицо с большими блестящими глазами.

То же черное лицо, неожиданно выглянув из-под глубокой меховой шапки, повергает в величайшее изумление и провин­циальных станционных смотрителей.

Так в середине прошлого века путешествовал по России — то в вагоне, то в бричке, то в санях, то на пароходе — Аира Фредерик Олдридж, первый в мире негр-актер, выступивший на европейской сцене в ролях Отелло, Лира, Шейлока и Макбета. Его видели в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Ставропо­ле, Киеве, Житомире, Одессе, Харькове и, конечно же в Петер­бурге и Москве.

Олдридж родился в Соединенных Штатах Америки. Аноним­ная «Памятная записка о театральной карьере Аиры Олдрид-жа», напечатанная в Лондоне в 1849 году, сообщает, что слуга актера Уоллека, носивший костюмы хозяина в нью-йоркский театр, внезапно умер от желтой лихорадки и его место занял чер­ный мальчик из числа театральных болельщиков. Так Аира Олдридж проник за театральные кулисы. Сначала он играл эпи­зодические роли, потом начал выдвигаться. Но театр, в кото­ром играли негры, не мог долго продержаться в стране рабст­ва. Однажды вечером актеры вынуждены были бежать через боковой выход, спасаясь от толпы хулиганов, которые, ворвав­шись в театр с воплем: «Долой черномазых» — разгромили поме­щение и подожгли его.

До сих пор многие американцы имеют самое смутное пред­ставление о том, кто такой был их соотечественник Аира Олдридж. «Американская энциклопедия» посвятила ему не­сколько строк: сообщаются данные о его происхождении, при­водится список ролей, указывается, что Олдридж имел успех в Европе и умер в 1867 году — больше ничего! Его биография как бы обрывается начиная с 1858 года — года его первого по­явления в России. «Британская энциклопедия» вообще обошла имя актера молчанием.

И не удивительно — Олдридж вынужден был уехать из Америки в Англию, потому что если в США негр-актер риско­вал своей жизнью, то в Англии он мог быть уверенным лишь в том, что его не изобьют в театре или на улице. Пока Олдридж играл Отелло, к нему относились снисходительно, как к экзоти­ческому курьезу («Подумайте, роль Отелло играет настоящий негр!»). Пресса отмечала главным образом его африканские чер­ты и сравнительно вяло оценивала его сценические качества. Но когда Олдридж попытался выступить в ролях «белых», особенно в шекспировских ролях, тон газет сильно снизился.

«Этот человек, кажется, основывает свое вдохновение на цвете своей кожи,— писала одна из газет, — и думает, что если приро­да сделала из него Отелло, то ему остается только выкрасить лицо, чтобы превратиться в Ромео...»

В Дублине некий мистер Эллиот явился к директору театра и объявил, что его жена, актриса, выступающая под именем мадам Селест, не желает играть вместе с «черномазым». После­довал очень характерный диалог:

   Но они не заняты в одном спектакле!

[1]2345
Оглавление

Сборник рассказов

о мужестве и борьбе

Аннотация

Они сражались за будущее человечества. Они мечтали о лучшей жизни и счастье для всех людей. В борьбе с врагом они были непоколебимы.

Партнеры сайта