Дейл Карнеги

Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы

Глава 4.  Как справиться со скукой —причиной усталости, беспокойства и чувства обиды

Я спросил у Мэтью С. Браша, тогдашнего президента Американской международной корпорации, был ли он чувствителен к критике. Вот что он ответил: «Да, в молодости я весьма болезненно реагировал на критику. Я мечтал, чтобы все сотрудники нашей организации считали меня воплощенным совершенством, и тревожился, если они никак этого не выражали. Я старался умиротворить того, кто первым выступал против меня. Однако то, что мне удавалось наладить с ним отношения, уязвляло другого сотрудника. Пытаясь наладить отношения и с ним, я вызывал недовольство еще парочки недоброжелателей. В конце концов я убедился — чем больше я стараюсь умиротворить и задобрить своих обидчиков, надеясь избежать критики в свой адрес, тем больше приобретаю врагов. И тогда я сказал себе: "Стоит тебе подняться над толпой, и тебя начнут осуждать. Так что свыкнись с этой мыслью". Мне это очень помогло. С тех пор я установил для себя правило — делать все, что в моих силах, а потом раскрывать мой старый зонтик, чтобы капли незаслуженной критики стекали с него, а не капали мне за шиворот».

Диме Тейлор пошел дальше: он позволил, чтобы дождь критики попадал ему за воротник, а потом вдоволь над этим посмеялся — публично. Он вел радиопередачу в перерыве между воскресными концертами симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии и получил письмо от какой-то женщины, назвавшей его «лжецом, предателем, змеей и полудурком». Как написал мистер Тейлор в своей книге «О людях и музыке»: «Подозреваю, что ей было все равно, что писать». В своей следующей передаче мистер Тейлор прочитал это письмо миллионам радиослушателей, а через несколько дней получил от той же дамы еще одно письмо, где, по словам мистера Тейлора, «она выражала непоколебимую уверенность, что я по-прежнему лжец, предатель, змея и полудурок». Мы невольно восхищаемся человеком, который способен так воспринимать оскорбления. Нас восхищают его спокойствие, уравновешенность и чувство юмора.

Однажды, выступая перед группой студентов в Принстоне, Чарльз Шваб рассказал об одном из самых важных жизненных уроков, который преподал ему старый немец, работавший на его сталелитейном заводе. Как-то этот старик-немец ввязался в жаркий спор на военную тему с другими рабочими, и его бросили в реку. «Старик вошел в мой кабинет, — рассказывал мистер Шваб, — весь мокрый и грязный, и я спросил его, что же он сказал людям, кинувшим его в воду. Тот ответил: "Я просто смеялся"».

Мистер Шваб сделал слова этого старого немца своим девизом: «Просто смейся».

Такой девиз особенно полезен, если вы стали жертвой несправедливой критики. На оскорбление можно ответить новым оскорблением, но что сказать человеку, который «просто смеется»?

Линкольн вряд ли выдержал бы напряжение Гражданской войны, не поняв, что глупо пытаться отвечать на все направленные против него злобные выпады. Его описание того, как он справился с критикой, стало литературным шедевром — своего рода классикой. Генерал Мак-Артур повесил копию этого высказывания над своим столом в штабе войск во время войны; а Уинстон Черчилль держал эти слова в рамке на стене в годы своей учебы в Чартвеле. Вот что сказал Линкольн: «Даже если бы я попытался прочесть все нападки на меня, не говоря уже о том, чтобы на них ответить, у меня не хватило бы времени на все остальные дела. Я делаю все, что в моих силах, — абсолютно все; и намерен так поступать и впредь, до конца. При благополучном исходе все эти выпады не будут иметь никакого значения. А коль меня ждет поражение, то, даже если десять ангелов поклянутся, что я был прав, это ничего не изменит».

Итак, если вас необоснованно критикуют, помните:

Делайте все, что в ваших силах,

в потом раскройте свой старый зонтик,

чтобы холодные капли критики

не попали вам за воротник.

Оглавление
Как сделать сайт