Дейл Карнеги

Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы

Глава 20. Никому не нравится, когда ему приказывают

Однажды я имел удовольствие отобедать с госпожой Идой Тарбелл, старейшиной американских биографов. Я обмолвился, что пишу эту книгу, и у нас завязался разговор на очень важную тему — об умении ладить с людьми. Госпожа Тарбелл рассказала мне, что, работая над биографией Оуэна Д. Янга, она беседовала с человеком, три года делившим с Янгом один кабинет. По словам этого человека, за все это время он ни разу не слышал, чтобы Янг отдал кому-либо прямой приказ. Он всегда советовал, но никогда не приказывал. Так, Оуэн Д. Янг никогда не говорил: «Сделайте так-то и так-то» или «Не делайте так-то и так-то». Он мог сказать: «Подумайте над этим» или «Вы считаете, это будет полезным?» Нередко, продиктовав письмо, он спрашивал: «Что вы об этом скажете?» Читая письмо, подготовленное одним из сотрудников, мог заметить: «Может быть, лучше изложить это по-другому?» Он всегда позволял сотруднику справиться с работой самому; никогда не указывал подчиненным, что нужно сделать, позволяя им действовать самостоятельно и учиться на ошибках.

Такой метод учит человека исправлять свои ошибки, щадит его самолюбие и пробуждает чувство значительности. Он порождает желание сотрудничать, а не стремление гневно протестовать.

Чувство обиды, вызванное резким приказом, может долго жить в человеке, даже если этот приказ был отдан, чтобы исправить действительно серьезный недочет. Дэн Сантарелли, учитель профессионально-технического училища в Вайоминге, штат Пенсильвания, рассказал на одном из наших занятий о том, как один его студент заблокировал выход из школьной мастерской, припарковав в неположенном месте свой автомобиль. Один из преподавателей ворвался в класс и резко спросил: «Чья это машина загораживает проезд?» И когда владелец этой машины отозвался, он зло крикнул: «Отгони свою тачку и сделай это немедленно, а то я обмотаю ее цепью и оттащу подальше».

Студент был не прав — там нельзя было парковать автомобиль. Но с того дня не только студент, затаивший на учителя обиду, но и остальные учащиеся делали все возможное, чтобы напакостить этому преподавателю.

Можно ли было иначе решить эту проблему? Скажи он дружеским тоном: «Ребята, чья машина стоит там?» — а потом предложи отогнать ее, чтобы она не мешала въезжать и выезжать другим машинам, и студент с радостью бы ее переставил; и ни он, ни его одноклассники не почувствовали бы себя униженными и. оскорбленными.

Задавая вопросы, мы не только облекаем приказ в более вежливую форму, но еще и стимулируем творческое начало спрашиваемого человека. Люди намного охотнее выполняют приказ, если они участвовали в принятии решения, после которого и последовало распоряжение.

Когда Яну Макдональду из Йоханнесбурга, ЮАР, главному менеджеру небольших мастерских, специализирующихся на выпуске автозапчастей, предложили весьма крупный заказ, он знал, что они не успеют выполнить его к сроку. Вся работа в мастерских была заранее расписана, и необходимость выполнить заказ за столь короткое время почти лишала Макдональда возможности согласиться на это выгодное предложение.

Он не стал приказывать своим работникам ускорить темпы работы — просто собрал их вместе и объяснил ситуацию, рассказав, как этот заказ был бы важен для компании и ее сотрудников, если бы они смогли выполнить его в срок. А затем стал задавать вопросы:

«Нельзя ли придумать что-нибудь, что позволит справиться с работой в срок?»

«Может быть, кто-нибудь знает, как можно усовершенствовать сам процесс производства?»

«Можно ли как-то изменить часы работы или норму выпуска продукции, чтобы справиться с заданием?»

[1]2
Оглавление
Как сделать сайт