Дейл Карнеги
Адаптивный дизайн: http://dikij.com/wm/adaptaciya-saytov.php

Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы

Глава 18. Как критиковать, не вызывая раздражения

Однажды в полдень, проходя по цеху своего сталелитейного завода, Чарльз Шваб увидел несколько курящих рабочих, расположившихся как раз под табличкой с надписью «Не курить». Шваб не был бы Швабом, если бы просто ткнул пальцем в табличку и гневно спросил: «Вы что, читать не умеете?» Подойдя к рабочим, он дал каждому по сигаре и сказал: «Буду вам признателен, парни, если вы выкурите их за пределами цеха». Рабочие понимали — боссу известно, что они нарушили правила. И они восхищались Швабом: он не только не сделал им замечания, но и преподнес каждому маленький презент, заставив их почувствовать свою значимость. Разве можно не любить такого человека?

Тот же подход использовал Джон Уэнемейкер. Обычно он каждый день обходил свой огромный универмаг в Филадельфии. Однажды он заметил — у прилавка в ожидании продавца стоит покупательница и никто не обращает на нее внимания. А что же продавцы? Они собрались стайкой в отдалении, весело смеясь и о чем-то беседуя. Уэнемейкер не произнес ни слова. Спокойно пройдя за прилавок, он сам обслужил покупательницу, передал покупку продавцам, чтобы те ее упаковали, и отправился дальше.

Должностных лиц часто критикуют за недоступность для избирателей. Они действительно занятые люди, и причина их изолированности иногда кроется в чрезмерной усердности помощников, не желающих обременять боссов чрезмерным количеством посетителей. Карлу Лэнгфорду, долгие годы занимавшему пост мэра города Орландо во Флориде, постоянно приходилось увещевать своих подчиненных, чтобы они пропускали к нему всех желающих. Он объявил о проведении «политики открытых дверей»; и все же частенько его секретари и работники администрации, буквально преграждали посетителям дорогу.

В конце концов мэр нашел выход из сложившегося положения — он приказал убрать из его кабинета… дверь! С этого момента его администрация была действительно открыта для всех.

А ведь можно не допустить чувства обиды у критикуемого человека, просто заменив один союз на другой.

Намереваясь кого-либо раскритиковать, многие люди строят свою фразу так: сначала искренняя похвала, затем слово «но» и, наконец, собственно критическое замечание. Так, желая заставить ребенка уделять урокам больше внимания, мы можем сказать: «Джонни, мы гордимся тем, что в этом семестре ты улучшил свои оценки. Но более старательно занимаясь алгеброй, ты достиг бы больших результатов».

Возможно, Джонни и ощутит прилив воодушевления, пока не услышит слово «но»; не исключено, что он усомнится в чистосердечности вашей похвалы. Может быть, Джонни расценит эту похвалу как натянутое вступление перед упреком в неуспехе, неудаче. Доверие будет подорвано, и возможно, вы так и не сможете достичь цели: Джонни не захочет изменить свое отношение к учебе.

Предлагаю вам способ избежать такого негативного восприятия — достаточно заменить «но» на «и»: «Джонни, мы действительно гордимся тем, что в этом семестре ты улучшил свои оценки, и если ты продолжишь добросовестно и усиленно заниматься в следующем семестре, то и по алгебре получишь хорошие отметки».

Вот теперь Джонни почувствует, что его похвалили искренне, потому что здесь, нет даже намека на упрек. Мы косвенно указали ему на то, что не мешало бы изменить в лучшую сторону, следовательно, шансы на то, что чадо оправдает ожидания, возросли.

С легко ранимыми людьми, болезненно реагирующими на прямую критику, этот метод просто творит чудеса. Мардж Джейкоб рассказала однажды на наших занятиях, как ей удалось убедить нескольких неряшливых рабочих, возводящих пристройку к ее дому, убирать за собой.

[1]2345
Оглавление
Как сделать сайт